Для эффективной работы предприятий нужны цифровые технологии

Цифровизация производства возможна только при условии внедрения современных технологий во все этапы жизненного цикла продукта и во все уровни управления предприятием. Для многих отраслей этот путь – единственная возможность адаптироваться к новым условиям.
Компании переводят в цифровой формат важнейшие функции, улучшают свой портфель продуктов за счет расширения цифрового функционала и включения инновационных услуг.
О современных технологиях и автоматизированных системах, разрабатываемых для успешной цифровизации российских предприятий, в интервью журналу Connect рассказал генеральный директор АО «Кодекс» Сергей Тихомиров.
– Цифровизация – это очень объемное понятие, включающее в себя множество аспектов и областей применения. Скажите, в каких секторах вы можете помочь предприятиям провести цифровую трансформацию?
– Цифровизация действительно широкое понятие. Она должна применяться во всех сферах не только в экономике, но и социальной жизни граждан.
Мы помогаем экономике нашими решениями и, прежде всего, ориентированы на предприятия энергетики, машиностроения, крупные компании нашей промышленности. Естественно мы стараемся помочь предприятиям повысить свою эффективность в управлении жизненным циклом продукции, в том, чтобы она была более высокого качества, более конкурентоспособна. Наши решения – это системы «Техэксперт», содержащие всю нормативную документацию, которая должна применяться предприятиями в своей производственной деятельности и которую должны знать их сотрудники. Она касается и промышленного производства, и охраны труда, и промышленной безопасности, и просто правового регулирования деятельности предприятий. Все предприятия должны её использовать, и мы в этом им помогаем.
Второе направление, в котором наша компания предлагает решения, - автоматизация всех процессов, связанных с нормативно-технической документацией. Пора переходить к тому, чтобы документация, содержащая в себе требования по безопасности, качеству и управлению жизненным циклом, была в цифровом виде. Это позволит ускорить процессы производства, повысить его качество и эффективность.

– Какие из ваших решений в области цифровизации производства пользуются сегодня у российских заказчиков наибольшей популярностью и почему? И как вы выдерживаете конкуренцию с зарубежными разработчиками?
– В цифровизации производства участвуют многие разработчики, за всех мне трудно говорить, но интерес к этому направлению, безусловно, существует, тем более это поддерживается политикой нашего государства.
Если говорить о наших решениях, которые мы разрабатываем, то у клиентов востребована Система управления нормативной и технической документацией на платформе «Техэксперт». Она позволяет переводить всю нормативно-техническую документацию в цифровой вид, и мы постоянно работаем над её совершенствованием.
Второе востребованное направление – Система управления требованиями, которая позволит переместить уровень проектирования продукции на другую ступень, а процесс «задумывания» и проектирования продукции перевести на цифровые рельсы. Это ещё называется цифровым моделированием, созданием цифровых двойников.
Вот в этом направлении мы работаем сейчас.
Ряд российских промышленных компаний используют решения зарубежных производителей, но надо отметить, что политика нашего государства ориентирована на импортозамещение, поэтому приветствуется использование отечественных решений. Мы в свою очередь приветствуем политику государства, и в тех случаях, когда и предприятия заинтересованы в создании отечественных решений, и когда будут применяться западные разработки. А они в той или иной степени будут применяться, и мы будем с ними интегрироваться. Ведь главная цель – повысить эффективность промышленного производства и для её достижения и нужно работать.

– В последние годы от экспертов мы часто слышим рассуждения о том, что российские предприятия нуждаются в принятии новых современных цифровых стандартов. Почему это так важно? И могут ли этому процессу содействовать такие компании, как Ваша?
– Да, мы слышим предложения экспертов о том, что надо разрабатывать и применять цифровые стандарты, и мы, кстати, в этом смысле являемся инициаторами поднятия и обсуждения этой темы.
Что такое стандарт? Стандарты содержат требования по качеству и безопасности продукции. Есть стандарты национальные, межгосударственные, есть стандарты предприятий, и т.д. Суть в том, что все они пока что создаются в текстовом виде. Это устаревшая и очень медленная технология, медленно идет согласование этих стандартов. В итоге на подготовку одного стандарта уходит полтора-два года, это касается, например, национальных стандартов. Корпоративные – тоже готовятся год-полтора. Повторюсь, это очень медленно. Когда выпуск продукции и на западе, и на передовых предприятиях перестраивается в течение года, то принятие новых стандартов в течение полутора-двух лет не годится, нужны цифровые технологии.
Во-первых, принятие, согласование стандартов нужно переводить на цифровые технологии. Есть концепция нового технологического уклада, которая называется Индустрия 4.0, где мы говорим о том, что производство переходит на интернет вещей, у нас будет умное оборудование и умные технологические линии. Но возникает вопрос, как всем этим умным оборудованием управлять? Если в качестве управления у нас бумажные стандарты, которым должно соответствовать оборудование, то управлять им мы будем плохо. Либо оно будет плохо и небезопасно работать, либо мы вовсе не управимся. Для управления интернетом вещей на стороне человека должны находиться управляющие системы, вооруженные цифровыми стандартами. Они должны быть написаны на таком языке, который будет понимать и исполнять умное оборудование, потому что человек все-таки управляет безопасностью в своих интересах и промышленное оборудование должно им соответствовать. И вот этой глобальной цели и концепции Индустрии 4.0. цифровые стандарты как раз и соответствуют. Без этого перехода к новому технологическому укладу не получится.

– Может ли Ваша компания предложить заказчику единую платформу, предназначенную для управления нормативно-технической документацией предприятий, нормативными требованиями к продукции, доступа и работы со всеми видами нормативных документов?
– Да, конечно. Собственно, мы и инициируем этот вопрос. Необходима единая платформа, которая управляет всеми жизненными циклами нормативно-технической документации. Мы создали Систему управления нормативной и технической документацией на платформе «Техэксперт» и постепенно внедряем её в деятельность промышленных компаний. Она позволяет решить следующий вопрос: чтобы нормативно-техническая документация была и применялась в электронном виде.
Для этого нужно процесс создания, разработки, согласования нормативных документов, коллективной работы экспертов тоже перевести на информационные технологии. Затем необходимо запустить различные сервисы анализа существующей нормативной документации, для того, чтобы выявлять устаревшие моменты, противоречия и вносить правки. То есть смысл нашей системы именно в том, чтобы вся документация была в цифровом виде, а её создание опережало выпуск продукции, чтобы человек смог эффективно управлять этой продукцией.

– Что дает внедрение системы управления требованиями (СУТр)? Как предприятие может управлять цифровыми стандартами и успешно их использовать в производстве?
– Система управления требованиями – дальнейший шаг в применении системы управления нормативной и технической документацией. Дело в том, что нормативный документ (например, стандарт), содержит множество требований в одном документе. Эти требования касаются различных аспектов: компонентов оборудования, этапов жизненного цикла продукции и т.д. И специалисту (например, конструктору) требуется конечный набор требований, который он должен реализовать в своей работе. Значит необходимо все требования, которые касаются его узла, компонента, вычленить из нормативной документации и дать ему, чтобы человек эффективно работал, не тратя время на изучения множества документов. И вот для этого существует система управления требованиями.
Требования, которые создаются к новой продукции, возникают в голове человека и к моменту реализации проходят множество бизнес-процессов: обсуждение сначала на уровне замысла, потом на уровне технических требований, технического задания, проекта и конструкторской документации и т.д. И вот эта стадия, начиная от замысла и технического проекта, у нас пока что осуществляется на бумаге. Это очень длительный и не очень эффективный процесс. Система управления требованиями призвана решить эту проблему, повысить эффективность, благодаря переводу всех процессов на информационные технологии.
Мы разработали Систему управления требованиями «Техэксперт», которая может быть применена в различных отраслях экономики.

– Расскажите, какие факторы могут способствовать быстрой цифровой трансформации предприятия, и какие существующие особенности способны помешать этому процессу?
– Любой процесс цифровизации зависит от нацеленности соответствующего предприятия. Если говорить в рамках ЕЭС, то соответственно правительства и органов управления. То есть от нацеленности и воли зависит. Что может помешать? Желание жить по-старому.

– Если говорить об экономической эффективности перехода предприятия на цифровые рельсы, то в какие сроки могут окупиться инвестиции в инновационные ИТ-инструменты?
– Экономическая эффективность – трудно просчитываемая вещь, но я уже говорил, что применительно к системам управления требованиями можно добиться того, чтобы при проектировании в дальнейшем технические требования не менялись более чем на 10%. На практике это бывает и 50%, и больше. Вопрос в том, насколько сметная стоимость будет меняться. Это тоже один из показателей эффективности. Нужно сделать так, чтобы 70% мы «угадали» и изменения сметной стоимости было в пределах от 30% и не более. Есть и другие экономические показатели: если мы ускоряем процесс проектирования и в целом процесс производства, если «угадываем» с техническими требованиями, значит, повышаем качество продукции и можем повлиять на выручку предприятия, его конкурентоспособность. Таким образом, повышается доходность предприятия и снижаются расходы на производство.

– Как ситуация с эпидемией коронавируса и вынужденным карантином отразилась на Вашем бизнесе? Какие меры Вы предприняли в связи с этой ситуацией?
– Наш бизнес находится в выигрышном положении, потому что мы умеем работать дистанционно и проверили это начиная с апреля по сегодняшний день. В принципе почти на 100% мы можем работать дистанционно. Сейчас у нас в офисе трудится примерно 10% от общего количества сотрудников, остальные работают удаленно.
Ещё выигрышный момент в том, что мы оказываем услуги тысячам предприятий. У нас есть и будут небольшие потери, связанные с тем, что некоторые компания в силу обстоятельств приостановили работу, оказались в сложной ситуации и поэтому им затруднительно оплачивать наши услуги. Но поскольку мы работаем на реальный сектор экономики, на крупные компании, которые по-прежнему продолжают работать, то трудности прежде всего связаны только с техническими моментами. Наши пользователи тоже перешли на дистанционную работу и нам нужно перестроить взаимодействие с ними.
В целом на наш бизнес – оказание услуг в области систем нормативно-технической документации – коронавирус и карантин оказали небольшое воздействие, и мы надеемся, что будем по-прежнему развиваться.