• Никита Кардашин:
    «За 20 лет работы на рынке ИT-менеджмента мы имеем опыт во всех индустриях экономики»
Современные предприятия машиностроительной отрасли сталкиваются с необходимостью оптимизации процессов, адаптации к быстроменяющимся условиям рынка и решения кадровых вопросов. О том, как ИT-решения помогают преодолеть эти вызовы, какие инструменты наиболее востребованы и как искусственный интеллект меняет подходы к управлению, рассказывает Никита Кардашин, руководитель практики комплексной цифровизации процессов компании NAUMEN.
Компания NAUMEN известна своими ИT-решениями для сервисного управления и цифровой трансформации. Как ваши продукты помогают предприятиям машиностроительной отрасли оптимизировать производственные процессы и повышать эффективность?
Ключевые вопросы, встающие перед любым коммерческим предприятием сейчас, – повышение операционной эффективности (снижение затрат при увеличении объемов производства и выручки), решение проблемы «кадрового голода» и ускорение изменений для адаптации бизнес-модели в условиях быстроменяющейся рыночной, регуляторной и технологической среды. Именно на эти вызовы и отвечают наши продукты. Компания NAUMEN поставляет решения в трех основных зонах: продукты линейки customer experience позволят улучшить взаимодействие с потребителями, поставщиками и партнерами, автоматизировать коммуникационные процессы и снизить потребность в людях на «первой линии» (контактные центры, фронт-офис); продукты линейки операционной эффективности (ITM/BPM) улучшат внутренние сервисные и бэк-офисные процессы (такие как управление ИT-службой, кадровый и финансовый сервис, управление проектной деятельностью); продукты инфраструктурной группы помогут оптимизировать процессы учета, мониторинга, организации ТОиР и планирования закупок активов предприятия. Большая часть наших продуктов предлагает также инструменты усиления персонала: управления знаниями, ИИ-ассистентов, аналитической отчетности и поддержки принятия решений.
Одно из ваших направлений – ITSM. Есть ли у вас опыт внедрения ITSM-решений в машиностроении? В чем специфика организации ИТ-службы в этой отрасли?
За 20 лет работы на рынке ИT-менеджмента мы накопили опыт, наверное, во всех индустриях экономики. ИТ-процессы и подходы к их автоматизации не имеют ярко выраженной отраслевой специфики, ведь сегодня ИТ – база для любого предприятия, в любой отрасли. Надежная и управляемая ИТ-инфраструктура обеспечивает как непрерывность существующего бизнеса и его устойчивость к внешним угрозам (в том числе в сфере информационной безопасности), так и развитие и выход в новые ниши, реализацию новых бизнес-моделей – ту самую цифровую трансформацию, которая является фокусом большинства компаний. При реализации проектов трансформации ИТ-функции мы ориентируемся на признанные международные (ITIL/ITSM) и российские (РИТМ) стандарты, покрывающие большинство потребностей бизнеса, учитывая и локальную специфику, и регуляторику, если она есть. Благодаря гибкости базовых платформ и накопленному опыту нам удается, как правило, это сочетать и находить баланс.
Как вы оцениваете потенциал использования ИИ на промышленных предприятиях? В каких направлениях уже есть успешные кейсы? Какие проекты с ИИ будут наиболее востребованы в ближайшие годы?
Искусственный интеллект и решения на его базе сейчас определенно находятся на пике «хайпа». Большинство организаций, с которыми я знаком, либо уже используют ИИ-инструменты, либо занимаются их внедрением. Причем здесь нет прямой взаимосвязи ни с размером предприятия, ни с его сферой деятельности. Больше всего успешных кейсов, конечно, в сфере коммуникаций: голосовые и текстовые роботы давно и успешно помогают повышать эффективность контактных центов и сервисных служб, усиливая человека, а во многих кейсах и заменяя его. Актуальны и системы машинного зрения – многие предприятия внедрили решения по автоматизированному контролю качества продукции, безопасности персонала и экологии, базирующиеся на системах распознавания изображений и данных с камер наблюдения. В последние годы началось активное проникновение ИИ в сферы, ранее затронутые им ограниченно, например разработку программного обеспечения, где ИИ-ассистенты и даже ИИ-агенты могут значительно повысить эффективность работы программистов, а в некоторых случаях позволить отказаться от них. Я думаю, в ближайшие годы будут востребованы все решения, повышающие эффективность персонала, поскольку дефицит квалифицированных кадров – одна из основных проблем экономики. Системы поиска и управления знаниями, ассистенты, СППР, ИИ-агенты позволяют при прежнем штате решать значительно больший объем задач без потери качества, поэтому востребованы руководителями как производственных, так и сервисных подразделений. Искусственный интеллект вышел из зоны экспериментов в зону эффективности, и его использование будет только расширяться.