Максим Богданов: «За конкурентоспособность российского ядра "проголосовали" разработчики программного обеспечения»

Консорциум «РазвИТие» планомерно реализует стратегию создания "тяжелого" отечественного PLM-решения. Выходят новые версии флагманских продуктов, например функционал управления требованиями, которых в сложных изделиях тысячи. О перспективных направлениях развития продуктов для высокотехнологичных отраслей, в том числе машиностроительных индустрий, рассказывает Максим БОГДАНОВ, генеральный директор компании АСКОН, консорциум «РазвИТие».
– Что представляет собой стратегия развития решений АСКОН в сфере машиностроения. Каких принципов придерживается компания при создании новых версий продуктов?
На старте разработки стратегии мы проанализировали рынок и сформировали облик решения для наиболее перспективных заказчиков по типу решаемых задач. Составили дорожные карты развития продуктов и интеграционных связок. Машиностроительная стратегия консорциума «РазвИТие» предполагает реализацию к 2025 году необходимой функциональности «тяжелого» PLM-комплекса, а также создание отраслевых решений для авиа- и судостроения. Детали дорожной карты представлены здесь
Понятно, что на таком горизонте планирования невозможно описать финальный функциональный облик. В ходе проекта, по мере возникновения новых задач мы уточняем первоначальные предложения. Для этого взаимодействуем с крупными предприятиями, многие из которых являются пользователями «тяжелых» PLM. Анализируем методики, требования, формируем на их основе собственные технические задания, создаем макеты и прототипы, показываем этим же заказчикам и получаем обратную связь – уточняем дорожную карту и формируем функциональный облик решений.
По нашему мнению, путь может быть только эволюционный. Сложность создаваемых программных инструментов и решаемые с помощью этого ПО задачи промышленности не позволяют говорить о дискретном развитии или интеграции продуктов «по щелчку пальцев».
Мы решили трудоемкие задачи интеграции системы прочностных расчетов APM WinMachine с системой для расчетов аэрогидродинамики FlowVision. Модуль разработки управляющих программ для станков с ЧПУ ADEM CAM интегрирован с КОМПАС-3D.
Методологически прорабатывается решение смежных инженерных и производственных задач, для которых необходимо применение ПО разных вендоров. Подобные задачи требуют итерационных подходов к разработке и тестированию на реальных примерах.
Цели, которые консорциум поставил перед собой в начале пути, пять лет назад, выполнены – существенная часть функциональности «тяжелой» PLM-системы создана.

Решения каких типов/уровней разрабатывает компания для машиностроения? В чем особенности и ключевые преимущества ваших решений, доступных промышленным предприятиям?
– Следуя дорожной карте, мы на каждом этапе, в каждом релизе получаем работоспособное решение, функциональность, которая помогает предприятиям решать новые задачи или прежние, но более эффективным способом. То, что реализует консорциум на каждом этапе, может применяться здесь и сейчас.
Кроме того, создавая «тяжелое» решение, мы не забываем о наших традиционных пользователях из общего машиностроения – далеко не всем нужна полнофункциональная PLM-система. Поэтому наряду с «тяжелым» PLM-комплексом мы предлагаем интегрированные решения (например, КОМПАС-3D + PDM-система ЛОЦМАН:КБ), а также инструментальные средства (КОМПАС-3D со встроенными в него расчетными приложениями). Каждое предприятие может выбрать наиболее подходящий для его задач вариант.



Какие условия необходимо соблюдать вендору, который поставил перед собой задачу создания полностью импортонезависимого решения?
– «Краеугольный камень» любого PLM-комплекса (решения) – это общие данные о геометрии, свойствах объектов и структурах данных. Для разработки отечественного продукта необходимо, чтобы импортонезависимыми были не только интерфейс, бизнес-логика системы, но и платформа, на которой она построена.
ПО АСКОН и системы наших партнеров по консорциуму базируются на отечественном математическом ядре C3D. Консорциум рассматривает C3D в качестве одного из ключевых технологических компонентов для построения сквозного PLM-решения и работы с едиными геометрическими данными.

Каков вектор развития ядра C3D? Насколько это конкурентоспособное решение на мировом рынке?
– Ядро C3D разрабатывается с 90-х годов – сначала в математическом подразделении АСКОН, а с 2012 года – в дочерней компании C3D Labs. Вектор его развития задают рынок и заказчики, как российские, так и зарубежные. Самую высокую планку ставим мы сами – АСКОН и консорциум «РазвИТие». Эти требования включают возможность моделирования в системе КОМПАС-3D сложных поверхностей (класса А). Наращивание функциональности до уровня «геометрического ядра для тяжелых CAD-систем» – наивысший для нас приоритет. В первую очередь речь идет о поверхностном моделировании и полноценном обмене данными с другими CAD-системами, включая чтение и передачу PMI (технологической информации, необходимой для производства изделия).
За рубежом наше ядро выбрали компании, представляющие технологическую элиту, лидеры на своих рынках. Достаточно назвать Altium (разработчик ПО для проектирования электроники), Artec 3D (производитель 3D-сканеров). География заказчиков C3D включает такие страны, как США, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Дания, Турция, Япония, Южная Корея и другие. За конкурентоспособность российского ядра «проголосовали» сами разработчики программного обеспечения.

Наряду с отечественными решениями многие заказчики по-прежнему используют импортные. Как решаются вопросы интеграции инструментов, миграции от одного решения (системы) к другому?
– Для упрощения процесса встраивания в существующее решение необходимо решить вопрос обмена данными. Ядро C3D постоянно расширяет поддержку формата JT (стандарт обмена информацией у крупнейших предприятий зарубежного машиностроения, принадлежит Siemens). Уже сейчас наше ядро поддерживает импорт и экспорт моделей формата JT нескольких версий с возможностью передачи граничного и фасетного представления геометрии, технологической информации (PMI), уровней детализации (LOD). Поддержка этого формата важна для решения задач импортозамещения «тяжелых» зарубежных комплексов.